Часто задаваемые вопросы по биологической обратной связи

Что такое биологическая обратная связь?

Биологическая обратная связь (БОС) — метод реабилитации, основанный на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния.

На пациенте фиксируются датчики, в зависимости от того параметра или параметров над которыми пациент будет работать в ходе сеанса. Процедура безболезненная, датчики считывают различные показатели работы организма и не осуществляют никакого воздействия на тело пациента. Сеанс начинается с того, что пациент с помощью графических, звуковых, видео элементов на экране монитора видит, как работает его организм. В ходе разминки пациент пробует произвольно управлять своим организмом: ускорять и замедлять пульс, глубже и медленнее дышать и т.д. Затем пациенту предлагаются специальные компьютерные упражнения, направленные на оптимизацию физиологических параметров организма, если они выполняются правильно, пациент получает положительное подкрепление в виде просмотра видео-ряда или видеоклипа, звучания приятной музыки. В случае неправильного выполнения следует отрицательное подкрепление — пропадает или искажается изображение, звучит неприятная музыка и т. д. Цель каждого сеанса — научить пациента управлять своим собственным организмом и перестроить работу организма на оптимальный уровень работы. Можно уменьшить степень болевых ощущений, снять психо-эмоциональное и мышечное напряжение, повысить адаптацию и стрессоустойчивость организма, улучшить внимание и волевой контроль

Биологическая Обратная Связь (в англоязычной литературе biofeedbackбайофидбек) — по мнению американских специалистов, является одним из лучших немедикаментозных методов лечения Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ). Этот метод активно разрабатывался в США, в России и Европе. На сегодняшний день кабинеты БОС работают и эффективно помогают и взрослым и детям решать вопросы адаптации и нормализации в постоянно меняющемся мире.

Метод основывается на принципе перевода информации получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.

Датчики — специальные устройства, имеющие проводящие электричество элементы — электроды, которые устанавливаются в определенные места на теле человека и улавливают очень слабые электрические колебания, существующие в любом живом организме. Такие физиологические сигналы, как электрическая активность мышц (она определяет способность мышц напрягаться и удерживать тонус), электрическая активность мозга, электрическая активность сердца — регистрируются специальными датчиками и затем обрабатываются компьютером, после чего мы можем увидеть рисунок электрической активности клеток нашего организма, например наши мозговые волны — электроэнцефалограмму.

Физиологический рисунок понятен только специалисту. Поэтому с помощью компьютерных технологий обработанный сигнал превращается в простой игровой сюжет, которым можно управлять — самостоятельно меняя свое состояние и удерживая эти изменения. Таким образом, метод БОС представляет из себя процедуры, при проведении которых человеку передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма.

На основе полученной информации пациент под руководством инструктора развивает у себя навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции состояния.

Одной из самых ранних работ, посвященных вопросам применения БОС для лечения СДВГ была публикация американских врачей в 1983 году. Авторы исследования сравнивали эффекты комбинации различных видов БОС тренинга у 10-летнего мальчика, страдавшего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании с отставанием в навыке чтения. Эта работа содержала положительные результаты применения БОС. Исследования показали устойчивость положительных результатов в течение как минимум 10 лет.

Какие показания к БОС-терапии?

БОС-терапия по параметрам дыхания (формирование диафрагмального дыхания):

  • Нарушения речи у детей (дизартрия, общее недоразвитие речи);
  • Заикание у детей и взрослых;
  • Синдром гиперактивности, эмоционально-волевые нарушения;
  • Болезни органов дыхания;
  • Вегето-сосудистая дистония, гипервентиляционный синдром.

БОС терапия по параметрам вегетативной нервной системы (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, кожная температура):

  • Вегето-сосудистая дистония и головные боли;
  • Невротические, тревожные расстройства;
  • Детские страхи.

БОС терапия по работе мышц (электромиографии): 

  • Головные боли, напряжения;
  • Миофасциальные боли (боли в мышцах);
  • Нарушения осанки.

БОС терапия по работе головного мозга (электроэнцефалографии, нейротерапия):

  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
  • Последствия черепно-мозговых травм (повышенная утомляемость, головные боли);
  • Невротические, тревожные расстройства.

Что такое «синдром дефицита внимания и гиперактивности»?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это в 60% случаев наследуемое, достаточно распространенное нервно-психическое расстройство. Возникновение его связано с нарушениями в работе особых мозговых структур, обеспечивающих нормальную передачу нервного электрического импульса в определенных областях головного мозга от одной клетки к другой.

Основные проявления СДВГ: невнимательность, не способность сосредоточится, отвлекаемость + чрезмерная двигательная активность (гиперактивность) и несдержанность (импульсивность). А также сверх настойчивое проявление к себе у ребенка внимания и безудержного внимания к себе и свои проблемам.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является актуальной проблемой для миллионов семей во всем мире. По разным оценкам в начальной школе он может быть диагностирован у 90% детей.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкий разброс данных по распространенности СДВГ.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Что такое ЭЭГ-БОС?

Суть метода ЭЭГ-БОС заключается в следующем. Имеется исходный уровень активности мозга, характеризующий патологическое состояние, нарушение в работе мозга. Мы даем ребенку информацию о том, как работает его мозг.

Он видит отображение этого состояния с помощью сигналов обратной связи на экране в виде игрового сюжета. При этом дается инструкция, что надо делать — например, если столбик (или ковёр-самолёт, птичка…) поднимается — хорошо, опускается — плохо. Кроме того, компьютер информирует ребенка о том, как он справляется с заданием. Например, когда столбик опускается, включается тональный сигнал (или неприятные искажения фоновой музыки…) — надо стараться делать так, чтобы он не включался.

Ребенок смотрит на экран и просто старается справиться с заданием, но для того чтобы игра продолжалась необходимо следовать определенным условиям, главное из которых — сосредоточенность.

Метод ЭЭГ-БОС — это метод поведенческой биокоррекции. В основе поведенческой терапии лежит воспитательный принцип положительного и отрицательного подкрепления (поощрения и наказания — в более широком смысле). Если поведение ребенка (в нашем случае состояние относительной неподвижности, сосредоточенности и концентрации внимания) находится на уровне, достаточном для выполнения задания, то ребенок видит, как на экране складывается мозаика или демонстрируется видеофильм.

Информация в головном мозге передается посредством собственного, биологического, электричества от одной клетки к другой, из одной части мозга в другую по специальным проводящим путям — нервным волокнам. В зависимости от того, как часто по этим волокнам будет проходить электрический импульс (возникающий в самом мозге в ответ на воспринимаемую зрением и слухом информацию) — быстро или медленно будет передаваться информация об изменениях в окружающем мире, а такая реакция на окружающий мир и есть то, что мы называем вниманием.

Чем обосновано применение метода ЭЭГ-БОС?

Мозг человека состоит из более, чем 10 млрд. клеток — нейронов, и каждая из них представляет собой миниатюрную электростанцию, способную в возбужденном состоянии создавать электрический потенциал, т.е. мозг любого человека производит очень слабый электрический ток.

Эта особенность головного мозга называется биоэлектрическая активность и ее можно увидеть лишь используя специальное оборудование, приборы — электроэнцефалографы (от энцефало — мозг и графо — писать) — то есть приборы, записывающие электрическую активность мозга. Кроме того, каждая клетка головного мозга имеет множество отростков, которые связывают ее с другими клетками — таких связей больше, чем звезд во вселенной.

По этим отросткам проходит электрический импульс, который передается от одной клетки к другой. При этом возникают очень слабые электрические мозговые волны, имеющие различную частоту. То, что мы видим на экране монитора и есть эти колебания — такая запись электрической активности мозга, называемой электроэнцефалограммой или ЭЭГ.

Различная частота мозговых волн связана с различными психическими состояниями. Чем выше частота, т.е. чем больше колебаний помещается на ЭЭГ в одну секунду (бета-активность), тем более бодрым, возбужденным или раздраженным, напряженным и активным чувствует себя человек, чем ниже частота (медленные волны или альфа- и тета-активность), тем более человек расслаблен, сонлив, невнимателен или рассеян.

Головной мозг людей, с детства имеющих проблемы со вниманием, производит в основном медленные волны (альфа- и тета-) и очень мало быстрых (бета-), особенно в тех отделах мозга, которые отвечают за внимание, сосредоточение и планирование деятельности. Появление в ЭЭГ у таких людей при умственной нагрузке, требующей сосредоточения, альфа- и тета-волн указывает на то, что в этот момент человек отвлекся (начал «витать в облаках», «спит с открытыми глазами», «завис» и т. п.)

ЭЭГ-БОС тренинг, направленный на уменьшение дефицита внимания, отвлекаемости и дневной сонливости — называется альфа-тета супрессивный ЭЭГ-БОС тренинг (от супресио — подавлять). В ходе этого тренинга человек обучается снижать вероятность моментов отвлечения, за счет уменьшения времени появления в ЭЭГ периодов, когда в активности мозга преобладают альфа- и тета-волны.

Как ЭЭГ-БОС тренинг влияет на способность быть внимательным?

Повторение тренировочных занятий, когда мозг работает оптимально, создает ситуацию обучения нейронных сетей, то есть большое количество клеток головного мозга и связей между ними становятся более приспособленными к передаче информации, в том числе и связанной с учебной деятельностью.

Одновременное вовлечение в процесс обработки информации большого числа клеток и связей между ними определяют способность концентрировать внимание, быть более сосредоточенным. Все прочие эффекты тренинга связаны с влиянием поведенческого (подкрепляющего удержание состояние внимания) компонента методики, который, в свою очередь, связан с мотивацией достижения цели. Тренировочные занятия с ЭЭГ-БОС позволяют повысить способность сохранять внимательность, сосредоточение и концентрацию.

Исследования, связанные с применением метода ЭЭГ-БОС или нейротерапии, показали, что у школьников и студентов с дефицитом внимания, проходивших этот курс, отмечалось улучшение академической успеваемости и функции внимания по результатам психологического тестирования. Джоэль Любар, создатель этой методики, сообщал в своих научных статьях о том, что в 80% случаев у детей, прошедших курс ЭЭГ-БОС тренировок отмечалось увеличение показателей по тестам уровня интеллекта в 1,5 раза по сравнению с исходными данными тестирования.

В тестах школьных навыков также отмечался прирост по всем оценочным шкалам. Пациенты с синдромом дефицита внимания часто плохо выполняют тестовые задачи, требующие длительной концентрации внимания. В то же время они часами могут играть в компьютерные игры, где задачи меняются каждые несколько секунд.

ЭЭГ-БОС включает этих пациентов в выполнение задачи, требующей длительного внимания, и в то же время изменяет ЭЭГ оптимальным образом.

Опасны ли процедуры ЭЭГ-БОС и есть ли побочные эффекты и противопоказания?

Процедура ЭЭГ-БОС совершенно безопасна и не имеет побочных эффектов и каких-либо противопоказаний, что доказано многолетними наблюдениями за пациентами, проходившими лечение в более чем 400 специализированных центрах США.

Никакого непосредственного воздействия электрическим током на организм и на мозг не оказывается, не используются ни так называемый «эффект 25-го кадра», ни микрополяризация мозга, ни технологии внушения и программирования, и, тем более, «зомбирования».

Воздействие носит информационный характер, то есть ребенку дается «честная» информация о том, как работает его мозг — в доступной для понимания форме.

Чего ждать от БОС-терапии и вообще от лечения?

Вы должны понимать, что Ваш ребенок не изменится радикально. Наверное, не стоит слепо верить в то, что улучшение от БОС-терапии непременно будет. Как эффективность любого другого метода функциональной коррекции, эффективность метода БОС определяется тем, какова степень повреждения головного мозга и насколько последовательно и методично применение выбранного способа коррекции. Нельзя рассчитывать на хороший результат, прерывая курс БОС-терапии или не регулярно посещая занятия. Лечение потребует от родителей терпения и доверия к персоналу реабилитационного центра.  Заметили ли Вы изменения в поведении Вашего ребенка или нет, Ваш лечащий врач вместе с Вами поможет разобраться в причинах и объективно оценить динамику состояния. Какова будет степень этих изменений зависит от многих причин, учесть большинство из которых — основная задача специалистов реабилитационного центра.

Как быстро может быть получен результат и как долго длится лечение?

Ваш лечащий врач уже во время предварительной беседы и консультации может оценить перспективы терапии, то есть возможный результат. Приступая к занятиям по методу БОС, вы должны понимать, что ожидаемый возможный результат не появится в первые недели. Хотя, учитывая комплексный подход, обычно уже в начале отмечается улучшение со стороны психо-эмоционального состояния (уменьшение тревожности). Тестирование проводится в течение всего курса БОС-терапии, наблюдая за динамикой, можно сделать вывод об эффективности терапии. Так или иначе, внесение изменений в тактику лечения (дополнение другими видами коррекционного и медикаментозного лечения) происходит в течение первого месяца наблюдения. Но первые объективные результаты ожидаются не ранее 20-ого занятия. Вы должны знать, что коррекционная поддерживающая терапия должна проводится на всех этапах развития ребенка. Меняются применяемые методы и интенсивность, но Ваш ребенок, скорее всего, будет нуждаться в наблюдении лечащего врача и психолога как минимум до момента, когда он сам будет в состоянии и вправе принимать решение о необходимости такой поддержки. Что касается БОС-терапии, то потребуется несколько курсов лечения по методу БОС. Повторение первого курса через 4-6 мес — длительностью 15 сеансов, 2 раза в неделю и так далее, не менее 3 курсов, далее по необходимости через год. Следует также учитывать возможность применения комплексного подхода (дополнительного включения других методов лечения), что, несомненно, положительно сказывается на конечном результате. Это если не полное излечение, то стабилизация состояния с целью предупреждения негативного влияния кризисных или негативных моментов взаимодействия с окружающим миром.

Вызывает ли метод БОС зависимость или нечто подобное?

Метод БОС не вызывает зависимости или пристрастия, в ходе применения метода ребенок испытывает удовлетворение от повышения самооценки в результате достижения цели тренировки. Этот эффект может распространятся на другие сферы деятельности, которые не вызывают у ребенка неприязни, ведь успешность в любом виде деятельности зависит от желания этим заниматься.

Что считать положительным результатом БОС терапии?

Как метод обучения в ходе поведенческой биокоррекции, метод БОС подразумевает обучение мозговых структур и формирование новых нейронных связей между проблемными областями головного мозга. Это значит, что эти связи останутся на всю жизнь, но необходимое условие успешности — это постоянное их использование, например в процессе учебной или профессиональной деятельности. Соответствующие связи будут в дальнейшем использоваться, как хорошо настроенный музыкальный инструмент, которому иногда (примерно раз в год) требуется вмешательство настройщика. Но в промежутках, год от года, инструмент будет работать исправно. Однако хороший инструмент в руках нерадивого ученика звучит также фальшиво, как не настроенный. Положительным результатом мы считаем позитивные изменения не только в поведении ребенка и его способностях, но и в восприятии его особенностей родителями и близкими. Позитивными следует считать способность ребенка нормально адаптироваться к условиям окружающей его действительности. Как реализовать себя, учитывая все особенности своего поведения — это вопрос, на который Ваш ребенок должен получить ответ перед вступлением во взрослую жизнь.